Дело было около года назад. Мне пришла повестка о том, что меня призывают стать присяжным заседателем. (jury)
Оказывается, что когда мы принимали Австралийское гражданство, мы поклялись, что в случае необходимости исполним свой долг перед обществом. Послужим присяжными заседателями, если призовут.
Я об этом совершенно забыла.
Призвали на 2 недели.
В письме было указано, что если я человек абсолютно незаменимый на работе – то пусть работодатель напишет им письмо и меня освободят от этой повинности. Я так и этак обдумала слово “незаменимый” и его синонимы. По итогам обдумывания напрямую начальство просить не решилась, но сообщила, что призвали. Сочувствия не дождалась.
Я утешила себя тем, что, в конце концов, это же интересно, как все новое.
Призыв на две недели не означал, что я буду две недели туда ходить. Это значило, что в любой день из этих двух недель меня могут вызвать. В письме мне был присвоен номер и каждый день присылали сообщение по электронной почте с номерами, выбранными на следующий день.
Под конец этих двух недель вызвали меня.
Я пришла в здание суда штата. Здание новое, этажей 20, дорогое и очень внушительное. На входе сканирование сумок, как в аэропорту.
Оказалось, что таких как я еще 200 человек. Выбраны мы были методом случайной выборки из списков избирателей.
Тут я узнала две вещи: Суд, для которого нас вызвали был над врачом. Ему вменялось в вину, что по его небрежности умер человек. Или, даже, несколько человек.
И вторая вещь: По предположениям судьи суд будет тянуться как минимум 6 недель. И все это время нужно будет нести свой гражданский долг.
Меня ужаснули обе вещи примерно одинаково. Во-первых, я осознала наконец, что мне продеться участвовать в суде над живым человеком, а во-вторых- длительность, а у меня кроме работы были на носу два сложнейших экзамена.
Все мои дальнейшие мысли были направлены на то, как мне выкрутиться из этого, и мольбы ко всем богам, о которых я могла вспомнить о том, чтобы меня не выбрали.
Из 200 человек предстояло выбрать 15 присяжных заседателей. Обычно выбирают 12, но для этого дела, которое было особой тяжести, они хотели иметь 3 человека в резерве.
Процесс выбора был вот какой – маленькие карточки с нашими именами поместили в барабан, который вращал помощник судьи и по одной вытаскивал карточки с именами.
Вызванный шел принимать присягу (клясться на библии, что он будет принимать решение объективно).
Пока он двигался по залу к библии, его рассматривали юристы защиты. Если им что-то не нравилось — отвергали. Принцип, по которому они отклоняли кандидатов я не поняла. Они тоже не объясняли. Но разворачивали они примерно половину.
Это я так быстро рассказываю, а дело не так уж быстро делалось. Казалось бы, выбрать 15 человек из 200 не такая уж сложная задача, но на нее ушел целый день.
Сильное впечатление, и даже удивление, с непривычки, у меня вызвало то, что судья, который возглавлял весь этот суд, принимал совершенно невероятные меры для того, чтобы среди присяжных заседателей оказались люди с непредвзятым мнением.
После первого тура отбора, нашли 15 человек и судья обратился к ним с речью. Он попросил их если у них есть какие-то причины, считать себя необъективно настроенными подойти ко нему и сообщить. Из 15 к нему подошли 11 человек и 9 человек из них он отпустил. Я почувствовала облегчение. Разжалоблю экзаменами. Причин для необъективности я придумать не могла. Честно говоря, вся газетная шумиха вокруг этого дела благополучно прошла мимо моих ушей. Спроси меня, что я думаю по этому делу – я как чистый лист.
Отбор начался снова.
После бесконечно долгого отбора, самоотвод попросили 5 человек. Снова отбор, снова самоотводы.
И новый тур. Примерно в шесть вечера (начали в 9 утра) набрали-таки 15 человек и засадили их за анкеты, чтобы проверить объективность.
В семь вечера отсеяли еще одного человека. При известии об этом по залу прошел горестный стон. Но тут в голову организаторам пришла прекрасная идея. Они сказали – мы не будем всех вас мучить, нам нужен только один человек. Поэтому выберем его из добровольцев. Я не могла поверить своим глазам, но в добровольцы попросились человек 50.
Секрет объясняется просто. За день работы присяжный заседатель получает около 200 долларов.
Даже мне, за то, что я целый день сидела и безмолвно дрожала заплатили долларов 90. Как и всем остальным 200 участникам. Плюс судья, и все остальные расходы.
Государство обвиняет человека в преступлении, при этом платит колоссальные деньги, что бы этого человека не осудить беспричинно.
Вот оно какое- правосудие. Я слава богу, в нем не поучаствовала, но приобщилась и прониклась уважением.
(2379)
В Америке та же дурость
Я имею в виду суд присяжных.
Вызывают массу людей.
Затем судья спрашивает есть ли у кого то причины не служить.
И, все или почти все начинают что то придумывать.
С часами попроще чем в Австралии.
Они работают с 9ти до 5ти, с часовым перерывом.
Платят же только $40 за день плюс дорога.
Миллионы долларов уходят в мусор ради того чтобы 12 дилетантов выносили судебный приговор.
Меня вызывали дважды, но пока уворачивался.
Все познается в сравнении. В России были времена — когда суд упростили максимально. Это, безусловно, экономит народные деньги. Хотя, непонятно насколько утешила эта экономия тех, кого отправили в лагерь на 20 лет или просто расстреляли.
Нет, конечно если сравнивать судебную систему использующую присяжных заседателей с системой троек и особых совещаний, то двумя руками за заседателей.
Впечатляет. Спасибо за статью.
Вот одна главная причина из многих из-за которой хочется покинуть Россию. Сам попал в жернова судебной системы, когда «независимый» судья дает указание эксперту об обязательной необходимости найти какой нибудь ущерб.